Теория Уровней Абстрактного Интеллекта

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Это вытяжка из Фельдмана, переработанная Вашим покорным. Надеюсь, получилось хорошо =)

Как увидим, на всех нечетных уровнях предполагается индивидуация субъекта (я, мне, мое), на всех четных - рассмотрение этого субъекта, как части той или иной среды, растворение (мы, наше, общее).

Каждый четный уровень является обобщением предыдущего нечетного: допустим, на первом уровне восприятие ограничивается 1-им объектом, значит, на следующем уровне будет множество объектов. На 7-ом уровне одна система, значит, на 8-ом много.

1-2 уровни отвечают за восприятие материальных объектов
3-4 уровни - за восприятие ролей человека (людей) в мире, в малых и больших группах
5-6 - за восприятие законов, по которым этот реальный мир работает
7-8 - за восприятие абстрактных понятий, не имеющих аналогов или прямых обусловленностей в реальном мире

Хорошо видно, что это не совсем иерархия уровней, а скорее способы применения интеллекта, и для того, чтобы хоть как-то представить себе человека по трем цифрам, зримо важнее их четность и нечетность, чем их порядковый номер, мне кажется.

Собственно, уровни:

1-ый уровень

Узнавание-наименование, один объект, одна вещь. Времени нет, памяти нет, и себя тоже нет, либо кроме себя нет никого другого. Нет понятий конструирования и возможностей у предметов. Только “я хочу это”.
Характерно для животных, в т.ч. для человека в первые несколько месяцев-лет жизни.

2-ой уровень

Различение-разграничение, много объектов, освоение пространства, конструирование из доступных объектов. Времени по-прежнему нет, памяти нет, выводов нет, обобщения нет, поведение определяет опыт и научение. Появляются понятия чувства вины, самоидентификация идет через принадлежность, инициатива наказуема, свой-чужой, “можно-нельзя”, полная статика.
Отсюда и ниже характерно для некоторых видов животных, в т.ч. для человека, независимо от возраста.

3-ий уровень

Упорядочивание, предельный переход. Воспринимаются уже не только объекты, но и процессы, появляется восприятие своего места в мироустройстве (отец семейства, начальник цеха, офицер…) и динамики жизни. Есть время и память, но прошлое и настоящее еще нельзя обрабатывать одной и той же схемой. Целедостижение идет в рамках своего места в мире, изменить свою судьбу нельзя, можно только хорошо делать свое дело. Аристократизм, индивидуация, героика, долг, честь, иерархия, переход информации об объектах в инициативу по их использованию, конкуренция каждого с каждым, прямолинейность, ориентация на совершенствование мастерства и избегания чувства неполноценности, “я лучше всех”.

4-ый уровень

Ряды, ролевая система. Возможность отслеживания одновременно нескольких независимых процессов. Видит, какие места в мироустройстве занимают другие люди и какое занимает он сам, следит за тем, чтобы все исполняли свои роли правильно, но изменить свое положение в этой системе самостоятельно все еще не может. Пропаганда, культура, коллективизм, навешивание ярлыков. Та же, что и на третьем уровне, ориентация на совершенствование мастерства и избегания чувства неполноценности, но здесь уже “для победы нужен ансамбль”.
С этого уровня и ниже характерно только для человека.

5-ый уровень

Случайность, свободный поступок, выбор, личная ответственность, индивидуация, идентичность себя, как исключения из общего, импровизация, адаптация, ориентировка других по своей карте мироустройства, желание занять наиболее выгодное положение на ней, заполучить больше ресурсов, реализовать себя, предпринимательство, прикладная фантазия на уровне реального мира, трансформация его устройства под себя, единая карта для всех, воля, необдуманные поступки, эксперимент, и здесь прошлое уже может сопоставляться с настоящим, и делаться выводы, “если он смог, то и я смогу”.

6-ой уровень

Моделирование, прогнозирование, обобщение, причинно-следственные связи, сомнения. Чувствует себя свободным и ответственным и наделяет этим других, ищет объяснения и прогнозирует движения общества, науки, исходя из этих презумпций. Понимает, как устроен мир, и делится этим с другими. Классифицирует, подсчитывает права, обязанности, возможности. Теоретическое мышление, как обобщение реальных фактов. Абстрактных идей, не обусловленных материальным и реальным, еще нет. “У этой задачи есть лучшее решение”.

7-ой уровень

Общая система, взгляд на мир снаружи. Строит общую абстрактно-теоретическую концепцию мироустройства, внутренне непротиворечивую, критик. Творец идей, придумывает то, чего до него в мире не было. Парадоксальное мышление - все должно быть понято и вписано, иначе неудовлетворенность. Изобретатель понятий, а не вещей или способов, вечный искатель истины в последней инстанции. Странник по мысли, но одновременно способен ориентироваться только на одну структуру, все сводит к ней. Изобретатель с нуля, “у меня идея”.

8-ой уровень

Много независимых систем, возможность оперировать различными концепциями мироустройства без предпочтения или доминирования одной из них. Интуиция, как способ выбора подходящей теоретической концепции рассмотрения бытия или вещи на текущий момент. Синтезирует и анализирует чужие системы, изобретает концепции рассмотрения понятий, а не сами понятия. Гармония, относительность, глобальность, возможность поменять схему в процессе обработки, непредвзятость, свобода относительно абстрактных убеждений и частных мнений.

Уровень один, видимо, имеет смысл типировать себе только людям стопудоф ловящим себя на том, что им трудно переключаться или держать в голове одновременно больше одного действия или предмета к размышлению. Мне кажется, что таких будет очень мало, 1-2%.

Наиболее часто встречающиеся уровни по версии автора в современном мире - 4, 5 и 6, причем растут они быстро. Кучность уровней у человека обеспечивает его целостность и гармоничность. Автор также полагает лучшим, когда вспомогательный уровень находится ниже целеполагательных, а не наоборот.

Теория предполагает развитие человека в течение жизни, т.е. нынешний показатель уровня не навсегда. Часть уровней могут блокировать воспитание или среда, но чем уровень ниже, тем он живучее и лучше пробивается через эту блокаду. В СССР традиционно заблокированным был уровень 5, например.

Интеруровневые отношения строятся по следующему принципу:
- одинаковые уровни у двоих вызывают конкуренцию/неустойчивое равновесие
- соседние - кооперацию (с преимуществом у верхнего)
- с разницей больше одного - конфронтацию, агрессию нижнего по отношению к верхнему и гибель верхнего.


Техническая поддержка сайта: MasterMaster.SPb.ru