Этологическая концепция мистического опыта

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Попробую изложить мысли по вопросам мистики, а также общего отношения к жизни. Естественно, на объективность картина не претендует, исключительное ИМХО автора :) .

Сначала – о мистике. В принципе, любой мистический опыт, будь то хоть Дон Хуан, хоть шаман с бубном, хоть крутящийся дервиш, направлен на получение какого-то опыта в обход сознания, т.е. рационального мышления. Чем и притягателен для европейцев, культура которых делает упор как раз на рациональную составляющую процесса познания. Второй притягательный момент: рациональное постижение связано ассоциативно с долгой и нудной учебой, тогда как в отношении мистического опыта есть некая иллюзия что «оно само».


 

Здесь нужно сделать небольшое отступление, касающееся вообще процессов обучения, которые происходят исключительно на основе чувственного опыта. Их немало. Прежде всего, это ремесла. Освоить мало-мальски трудную операцию никаким рациональным мышлением нельзя – ей учатся только путем многократного повторения, будь то ювелирное искусство или вышивание бисером. Далее – боевые искусства, владение оружием, многими видами техники.

Есть еще такая вещь, происходящая вне нашего сознательного контроля – озарение по типу «ага»! Стихи, образы, метафоры, новые идеи, догадки обычно приходят как бы из «ниоткуда». Сколько их ни «думай», ни анализируй – воссоздать не получится. 
Есть вещи, которые, наоборот, с помощью чувственного опыта освоить никак нельзя. Любые операции с абстрактными понятиями, вычисления и даже усвоение речевых навыков при обучении наш мозг (т.е. осознаваемую нами часть его работы) не минуют.

Но самое интересное происходит «на стыке» чувственного опыта и работы сознания. Такие вещи, как профессиональная интуиция, слог, чувство стиля произрастают именно там. Собственно, наиболее ценный опыт мы получаем, когда используем и то, и другое. Вот лечит нам зуб дядя-стоматолог. Поставленная им пломба, которая у нас еще 10 лет простоит – это результат того, что дядя-стоматолог хорошо знает, как устроен зуб, знает современные технологии в своей области (рациональное знание), при этом его руки и глаза настолько «умны», что допускают исключительно точные движения и только там, где это необходимо (чувственный опыт). В области самопознания и прочего личностного роста действуют ровно те же закономерности.

Одно большое «но» для такого ценного и прекрасного чувственного опыта, а также для всего, что происходит вне нашего сознательного контроля: к сожалению, эти вещи глубоко индивидуальны. Нет двух хозяек, которые абсолютно одинаково вяжут носки или солят огурцы. Нет двух поэтов, которые одинаково пишут стихи. Не получится написать универсальную для всех инструкцию или объяснение «как это работает». Именно поэтому все школы, секты и прочие сообщества, где во главу угла ставят внерациональное познание, настаивают на наличии живого учителя (гуру, наставника, шейха и т.д.) в непосредственной физической близости от желающего, так сказать, приобщиться.

На передачу опыта вне рационального контроля, безусловно, претендует искусство. Но здесь вмешиваются две вещи. Первая – необходимость для создания произведения искусства все-таки подключать голову (без нее поэт двух слов не свяжет, а художник композицию не построит). Вторая – индивидуальность восприятия отдельно взятым человеком произведения искусства, такая же неповторимая, как и любой другой внерациональный опыт.

Теперь – что же такое книжка, претендующая на раскрытие нам глаз на тему мистического опыта? Не что иное, как попытка научить нас описанному внерациональному опыту рациональными средствами (т.е. средствами языка, да еще и в прозе). Учитывая невозможность получить такой опыт рациональным путем, максимум, что она сможет сделать – это напомнить нам, что такой вид познания тоже важен и отрицать его никак нельзя. В худшем случае это жвачка для мозгов, не хуже и не лучше приключенческого романа.

Попытки же отрицать рациональный опыт в пользу опыта мистического выглядят, вообще, мягко говоря, странно. Голый анализ без чувств и озарений ничего не стоит, но и мистический опыт при отсутствии сознательной деятельности даст не развитие, а бегство. Без подключения сознания мы даже поделиться с другими своими озарениями не сможем.

 

 Второе соображение - на тему жизни вообще и нас в ней.

Дано: тело и некоторое, довольно большое, количество мозгов. Вопрос - что с этим делать? Насчет путей и целей каждый, конечно, решает вопрос по-своему, изложу свои соображения насчет целей, задач и вообще, не забыв контекста мистических и эзотерических книжек в нашей жизни.

Первый и самый очевидный вопрос (пирамидку Маслоу, опять же, вспомним) - это выживание физического тела. Изначально для автономного существования оно приспособлено фигово. Все время хочет есть, на холоде мерзнет, в жару ленится и вообще норовит получить то обморожение, то тепловой удар. Мало того, само по себе оно пригодно в пищу, что расставляет определенные акценты по поводу его существования вне населенных пунктов. Ничего полезного тело наше не выделяет, правда, половине человечества повезло: она может рожать детей и давать для них молоко, что само по себе ценно и уже может закрыть вопрос существования в группе, но группу для этого еще нужно себе найти, и успешно в нее влиться. Значит, чтобы выжить, нам нужно или как-то провзаимодействовать с природой, или с теми, кто взаимодействует с природой, или научиться питаться энергией космоса, а от дикого зверья отстреливаться файерболами  :D .

Второй вопрос связан с тем, что мы - зверушки социальные, и без принятия, одобрения, любви нам все-таки плохо. В принципе, эти вещи у людей работают во многом по принципу обмена, но случаются и другие варианты - например, обмен всего вышеперечисленного на материальные блага, если человек что-то из этого генерить не умеет, или генерит плохо, или просто он один, а влиться хочет в группу, где уже все давно договорились, кто кому спинку чешет... Ну разные, короче, варианты.

Короче, банально чтобы не окочуриться, человеку нужно решить две основные задачи: научиться обеспечивать себе сносные условия существования и социализироваться. Назовем это, допустим, жизнью внешней.

Третий вопрос связан с тем, что у нас как раз очень большой мозг, умеющий генерить разные абстракции: от обряда вуду до теории относительности. Требует он как чувственного опыта, так и рациональной информации. Продукты, в отличие от тела, выделяет самые разнообразные - некоторые даже пригодны для того, чтобы их жевали другие, в виде той самой информации, а в некоторых случаях, называемых "божьей искрой" - еще и в виде творчества, пригодного для пожевать в обход сознания. В отличие от тела, норма поглощения и выработки нематериальных продуктов у разных человеков отличается в разы, ценность конечного продукта тоже.

Пусть это будет жизнь внутренняя, тем более, что продуктами нематериальной активности нас никто не обязывает ни с кем делиться. Меньше их, впрочем, от этого не становится, особенно при наличии "божьей искры" или шила в одном месте. К этому типу продуктов относятся и поиски смысла жизни, мистика и прочая.

В этом плане все виды нашей активности можно разделить на те, что удовлетворяют "жизнь внешнюю" - за них нам дают бабла, гладят по головке и пускают в свое общество, и те, что удовлетворяют "жизнь внутреннюю" - дают возможность творить, мыслить, ну и вообще быть человеками. Самый лучший вариант для индивидуя с богатой "внутренней жизнью" - это возможность удовлетворить потребности "жизни внешней" за счет продуктов "жизни внутренней".

Скажем, какая-либо квалифицированная работа, если она человеку нравится, дает и "озарения", и анализ, и возможность кушать. Если же освоение какого-то навыка не дает возможности кушать ни сейчас, ни в перспективе, то такой навык:
- не должен мешать жизни внешней (а то мы вымрем с голоду или тоски);
- должен давать какие-то инструменты для того, чтобы удовлетворялись наши внутренние потребности.


Техническая поддержка сайта: MasterMaster.SPb.ru