Философия

Формула смысла жизни по Ролло Мэю

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Василенко А.Э. 08.01.2010 03:11

Мне тут повезло, и я откопал довольно редкую книгу Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования". Книга написана в 40-х годах прошлого века, когда никакого консультирования как института еще не было, и даже психологов не было как класса, а были только врачи.
Мэй написал эту книжку как раз врачам и другим сопутствующим профессиям, которым приходится иметь дело с людьми, вплоть до директоров школ и членов правительства. Несмотря на такую широкую целевую аудиторию, книжка довольно сложная, с большим перекрестным цитированием Фрейда, Ранка, Аристотеля и т.д. 

Ситуация на тот момент складывалась таким образом, что кроме психоанализа ничего научного мир психологии еще не изобрел, и вот Мэй пишет о том, что занятия консультрованием, а не лечением, применяя только методы психоанализа, не имеют будущего. Его консультрование - это разговор о жизни без насаждения ее на какую-то жесткую каркасную объяснительную схему. В т.ч. он, например, предостерегает от классификаций и типологий, от сведения человека к сумме его эго, суперэго, ид, превентивно предостерегает от бесконтрольного применения архетипов. Смысл увеличения здоровья психики по Мэю в том, чтобы познать себя, а не модель.

Подробнее: Формула смысла жизни по Ролло Мэю

 

Начало феноменологии, Эдмунд Гуссерль

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Василенко А.Э. 08.04.2009 00:40

По заявкам эстетствующей молодежи, сегодня мы поговорим об Эдмунде Гуссерле (1859-1938) 

Жизнь его, по сути, ничего особенно интересного собой не представляет, типичный немецкий профессор конца 19-го - начала 20-го века. Родился, учился, преподавал в Галле, Геттингене, Фрайбурге, написал много, хотя при жизни опубликовал маловато.
Вот, разве что, начал он свое образование с математики, к которой имел выдающийся талант по словам, между прочим, его учителя - великого Вейерштрасса! Но после защиты полностью обратился к философии, стремясь дать логико-гносеологическое обоснование математике и естествознанию вообще, постигнуть "последние основы" точных наук.
К главным его трудам относятся "Логические исследования", "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии", "Формальная и трансцендентная логика", "Картезианские размышления" и, конечно, посмертно опубликованный "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология"1.

Как мы с вами помним, проще всего понять и классифицировать в голове те или иные философские течения по тому, на какой конкретно философский вопрос эти течения отвечают. Гуссерль начал свои изыскания с поиска ответа на вопрос:

Каковы критерии научности и истинности теоретического знания?

Подробнее: Начало феноменологии, Эдмунд Гуссерль

 

ЦК КПСС - Цивилизация и Культура: Культурология Простыми и Сложными Словами

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Петров А.А. 08.04.2009 00:07

Выполняю обещанное. Все нижеприведенное - субъективный взгляд автора на предмет, изложенный в порыве хорошего настроения  
За засорение чужих мозгоф автор ответственности нести не собирается  

Итак, поскольку культурология - "молодая наука" (которой уже более 100 лет), то накопилось великое множество определений понятию культура. Приводить их все не имеет смысла, очевидно, а потому стоит отметить, что, главным образом, они делятся на две части.

Культура в широком смысле - это совокупность всех артефактов, сюда также относится любая человеческая деятельность. Подобное понимание имеет место в антропологии (не философия!) и истории. Например, известный вояж Тура Хейердала - это исследование культуры народов океании в широком смысле.

Культура в узком смысле - это аксиологическая трактовка. На мой взгляд, наиболее состоятельное понятие культуры дали неокантианцы. Здесь и остановлюсь подробнее. Г. Риккерт дает следующее определение: Будем понимать под культурой совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей. Тут самое главное - противопоставление имманентного и трансцендентного (в смысле сверхчувственного, внеэмпирического, надсубъектного). Уточнение классического понимания культуры как совокупности явлений и объектов в материальной и духовной сферах заключается в том, что обе указанные сферы возможны благодаря наличию трансцендентных ценностей. Наличие этих ценностей предполагается объективным внутри культуры. В. Виндельбанд вносит необходимое уточнение: синтез сверхчувственного мира происходит в силу некоторых присущих разуму свойств, т. е. трансцендентально. О. Вейнингер идет и еще дальше, уточняя понятие трансцендентального. Последнее у него фактически сливается с понятием интерсубъективного, что обуславливает универсальность ценностей той или иной культуры. Т. е. культура у него - это некое "общее дело".

Это в общих чертах для начала. Автор склонен использовать понятие культуры в аксиологическом ключе, также он убежден, что культурология в сущности и заключается в осмыслении того, что именно считать культурой. Этим мы далее и займемся. 

Подробнее: ЦК КПСС - Цивилизация и Культура: Культурология Простыми и Сложными Словами

   

ФПС-2: Система

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Василенко А.Э. 15.09.2008 20:49

Поехали дальше. В этой главе мы будем много классифицировать.

Как мы помним из психе-йоги, первый по времени и важнейший вопрос, определивший направление и задачу науки философии, в 7в до н.э. в греческом Милете сформулировал Фалес. Вопрос этот звучит как "Что есть все?". Однако каждая сложившаяся философская система помимо этого вопроса отвечает еще на один стержневой для нее вопрос, определяющий саму сущность этой системы. Так, например, для ранних античников это вопрос о первоосновах сущего, для Сократа "познай самого себя", для Канта с Декартом "что вообще такое познание, и как оно возможно", для русской философии 20-го века "каково соотношение божественной предопределенности и свободного выбора", для позитивистов "в чем суть логики научного открытия, или что можно назвать фактом" и т.д. Для того, чтобы понять философскую систему, самое главное - это понять ее уникальный основной вопрос.

Но, однако же существуют и вполне общие для всех вопросы, которые помогают нам раскрыть и классифицировать характер того или иного философского мышления. Я вижу эти вопросы такими:
1. Что познаем?
2. Кто, собственно, это познает?
3. Можно ли это познать вообще?
4. Как именно это следует делать?

Смысл каждого философского воззрения коротко можно передать всего двумя-тремя словами, отвечающими на эти вопросы, и каждого из вас, как философа, можно назвать этими словами. Сейчас мы на них посмотрим.

Подробнее: ФПС-2: Система

 

Философия простыми словами - 1: Введение

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Обновлено 10.06.2008 16:26 Автор: Administrator 04.04.2008 16:18

Первое. Зачем нам философия?
Она сэкономит нам время на дохождение своими мозгами до миллиона вещей из области математики, психологии, физики, биологии, политики и т.п., которые уже были высказаны философами или напрямую вытекают из того, что было ими высказано. И еще она дает единый фундамент, на котором покоится мировоззрение, когда стремится быть преемственным и нефрагментарным. Вот.

Второе. Что это, собственно, вообще такое?
Уже в самом этом вопросе и начинается философия Это типа абстрактное умствование. Шучу На самом деле, этимологически это значит любовь к мудрости или иначе любомудрие. Но это "правильный" ответ, а в философии обычно любят ответы, которые отражают что-нибудь более интересное, чем правильные ответы. Поэтому, например, гражданин Фихте по этому поводу пишет вот что: даже между настоящими философами вряд ли найдется с полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия1.

 

Подробнее: Философия простыми словами - 1: Введение

   

Техническая поддержка сайта: MasterMaster.SPb.ru