Происхождение и теория психософии

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

С начала своего существования цивилизованное человечество ищет ответ на главный вопрос "Что есть все?" /Сократ/.

Истоки поиска ответа на этот вопрос следует искать еще у праотца философии Протагора, поделившего это "все" на то, что есть вне человека, и то, что есть в нем.
В дальнейшем Платон в "Апологии Сократа" разделил ту часть, которая есть в самом человеке, на то, посредством чего он мыслит, т.е. на все абстрактное ("идея"), и на то, что представляет собой непосредственную чувственную реакцию человека на мир ("субъективное"). Все конкретное, материальное, осязаемое и существующее вне человека осталось "материи". И от Протагора до Аристотеля мир представляется совокупностью этих сущностей:

материя+идея+субъект, их соединяющий.

Спустя полтора века в своей "Метафизике" Аристотель вносит новый вклад в это триединство. Он обращает внимание на то, что все эти сущности, и объективный мир, и субъективное чувство, и мир идей непрерывно изменяются, движутся. Ту силу, которая определяет направление их движения, он назвал волей /Психическая сила, трансформирующая понимание и знание в действие, психическое состояние, предшествующее действию, мост между желанием и действием (с)/. Таким образом, воля хоть и является самостоятельным модулем, образующим на равных с остальными структуру "всего", предстает одновременно и движущей силой, и способом проявления для остальных трех. Это стержень жизни или, как позже писал Афанасьев, "стержень личности".

Эта концепция –

Все есть: материя+идея+цель+субъект, их соединяющий

и ложится в основу Психейоги.

Конечно же, мысль разлагать мир на три+воля – это часть естественной философской традиции, и не принадлежит безраздельно каким-то отдельным авторам, поэтому схожую идею, возникшую независимо, можно отыскать и в Бхагават–Гите, и в древней мифологии эллинских культур, и в зачатках философии Древнего Китая.

Так что же такое эти субстанции, и как они трансформировались в Физику, Логику, Волю и Эмоцию.

С материей все вроде бы понятно, это попросту совокупность всех вещей и всего, что существует, независимо от субъекта и абстрактной идеи. Это дословно то, что Афанасьев назвал Физикой или миром материальным.

Интереснее с идеей. Концепция идеи, в отличие от материи и субъекта, пришла не из мифологии, а была выдумана на этапе уже "научной" стадии философии.
Идеальное (от слова идея), т.е. абстрактное – есть чистое порождение человека, его детище, в отличие от Физики, материального.
Logos (лат=слово) изначально – это способ передачи информации, то, с помощью чего человек "думает" и "говорит". Технический прогресс и возникшая вместе с ним ясность несостоятельности мифологемного знания сделали из Logos почти что бога античности, отголоски чего сохранились и во французском Просвещении, и в современной философии. Logos стал «Принципом Устроения», «Законом Космоса», тем, что над человеком.
Причина этого – человеческое сознание, которое фрустрирует отсутствие законов, "объективных" причин и границ. В 20-м веке этой эры этологи проводили бесчисленные эксперименты на людях, чтобы доказать, что сознание человека сконструировано таким образом, что невольно структурирует окружающее пространство, и если лишить его этой возможности, испытывает серьезные трудности в реализации и других своих отправлений, вплоть до управления органами чувств. "Человек не способен существовать в условиях неопределенности" (с)
Структурирование с помощью мифологии работало вплоть до момента, когда человеческий разум стал нуждаться в иных структурах для объяснения мира, которые немедленно и принялся создавать. Все, что он создал (именно он, а не руки, которые воплотили эти творения), а также сам процесс оперирования абстрактными понятиями, идеями – это и есть Логика, как назвал ее Афанасьев.

Эмоция же – вещь еще более интересной природы! Это, с одной стороны, идея, в том смысле, что ее рождение вне человека невозможно, но, с другой стороны, в отличие от Логики, Эмоция – вещь не абстрактная. У каждого свое конкретное чувство, своя любовь, своя тоска и т.д. Поэтому, в отличие от бытия мысли, трансцендентное бытие человека в принципе не может быть обосновано, оно только проживается, и в этом Эмоция сродни ощущению физическому. Как и Логика, она возникла, в качестве способа передачи информации, как и Физика – она детектор, объект и субъект информации. Она нематериальна, но ощущается, нерациональна, но предсказуема. Способ познания мира и контакта с ним без слов и без физических ощущений. Это все личное, внутреннее, непроверяемое и субъективное. Таков субъект Платона и Аристотеля.

Уже к 3–му веку до н.э. мир предстает нам как дуализм двух ответов на один вопрос "Что есть первоначало и причина всего?". Первый ответ "Первоначало – природа и все те объекты, которые "объективно" существуют вне человека". Второй ответ "Первоначало – идея, которая неизменна, которая непостижима, которая предшествует и первична по отношению к вещам" (без труда угадываются традиции материализма и идеализма). Вот эта принципиальнейшая разница и определяется взаимным положением Физики и Логики и Эмоции у человека. Так высокая Физика символизирует первичность материи, высокая Логика – идеи, высокая Эмоция – субъективного чувства.

А цель, т.е. интенция бытия, та сила, которая приводит в движение материю, идею и субъект, это то место, которое, в терминологии Афанасьева, отводится Воле.


Новаторская идея, которая принадлежит автору Психейоги, заключается в том, что эти модули, части всего сущего, имеют для каждого человека свое индивидуальное значение, и это значение можно описать в виде иерархии приоритетов от самого важного к наименее важному для него.

Эти сущности (Э, Ф, В, Л) не подобны друг другу, и каждая из них, находясь на первом и на любом другом месте, проявляет себя не подобно тому, как вела бы себя на этом месте другая. Однако эмпирическим путем автору удалось вывести некоторые закономерности того, по каким признакам можно понять, на каком месте в индивидуальной иерархии приоритетов находится тот или иной модуль. Эти признаки приведены в следующей таблице:

Первая Вторая Третья Четвертая
«молот» «река» «язва» «пустячок»
результат норма недостаток скудность
монолог диалог диалог монолог
твердость гибкость гибкость твердость
жесткость жалость зависть безразличие
осторожностьбесстрашие боязливость бесстрашие
уверенность уверенность сомнение недостоверность
независимость компромисс компромисс зависимость

Обобщая эти качества, автор замечает, что помимо очевидного разделения функций ПЙ на высокие (первые две) и низкие (две последние), существуют и два других способа, по которым можно разделить их работу:

Так первая и четвертая функции ориентированы преимущественно на конечный продукт своей деятельности, в противоположность второй и третьей, для которых продукт никогда не воспринимается как законченный, до тех пор, пока осуществляется психическая деятельность человека. Это дихотомия результативные–процессионные.

Второй признак заключен в таком различии, как внутренняя и внешняя обусловленность работы функции. К внутренне обусловленным, т.е. к функциям "для себя" относятся 1–ая и 3–я, а к внешне обусловленным, к функциям "для других" относятся 2–ая и 4–ая соответственно. Эта дихотомия названа доминирующие–подстраивающиеся.

И, таким образом, иерархию приоритетов человека составляют четыре функции, обладающие свойствами:

Высокая, результативная, доминирующая 1–ая
Высокая, процессионная, подстраивающаяся 2–ая
Низкая, процессионная, доминирующая 3–я
Низкая, результативная, подстраивающаяся 4–ая


Техническая поддержка сайта: MasterMaster.SPb.ru