Ревность

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Итак, ревность. Что мы можем об этом сказать?

Во-первых, ревность имеет в своем основании целый комплекс причин, связанных с субъектом ревности (тот, кто ревнует) и объектом ревности (тот, кого ревнуют). Давайте, попробуем рассмотреть их с нескольких сторон.

В первую очередь, зайдём со стороны культурной. Что мы можем наблюдать? В коллективистских и традиционных культурах верность имеет намного большее значение, чем в культурах индивидуалистических. Кроме того, в них же видим и разное отношение и к измене, и к верности. Чем больше коллективистских ценность, тем ближе понимание верности как священной обязанности, измены как преступления, чем больше индивидуалистических ценностей, тем ближе понимание верности как выбора партнера, знака уважения что ли, и тем терпимее отношение к измене. Как при этом меняется отношение к ревности неизвестно, но по моему личному ощущению, изменения быть должны. Вероятнее всего, уровень общей тревожности на эту тему должен быть выше у индивидуалистических культур, именно у них больше причин волноваться по поводу сохранения партнера. (http://psychology.net.ru/news/print.html?new_id=297 вот по этой ссылке статья, на которой показано, что уровень ревности в Японии наименьший, а уровень ревности в Бразилии наибольший. Хотя автор и предполагает, что это связано с уровнем рождаемости, мне все-таки кажется, что это не основной фактор. Ибо один у тебя ребенок или пять, если для тебя важно отцовство, то логично, что ты захочешь только своих детей.
Т.е. ревность будет коррелировать с тем, насколько часто происходят измены и смена партнера в данном обществе, и что именно партнер теряет в случае измены. Т.е. если развод в арабских странах это катастрофа для женщины, а измена карается смертной казнью, то случаи измен среди арабских женщин реже в разы по сравнению с европейскими женщинами.

Кроме того, ревность коррелирует с ощущением возможности контролировать партнера и чувствовать над ним власть. Насколько партнер воспринимается как своя собственность или часть себя? Если власти ничто не угрожает, и культурное окружение способствует, то уровень ревности должен быть ниже. 
Мы можем рассмотреть причины повышенной ревности среди арабских, например, мужчин, оказывающихся в Европе или США и выбирающих в качестве партнеров неарабских женщин. Т.е. есть культурно обусловленный шаблон измены как катастрофы, есть шаблон по поводу полного контроля жизни партнера и есть окружение, в котором измена частое явление, а женщина не особо следует его видению её поведения.
Т.е. на стыке культур, конфликт представлений о модели отношений может приводить к ревности. 
Кроме того, носитель модели "измена катастрофа, тотальный контроль партнера необходим" может не обязательно быть представителем соответствующей культуры, но получить её от родителей, например, как семейный сценарий.
В этот же блок причин, входит ревность как проявление неуверенности в партнере и в себе. Общий уровень неуверенности в себе будет приводить к тревожности относительно своего будущего, отношений и партнера. Чем выше неуверенность, тем выше желание контролировать и проверять, следовательно, тем больше ревности в отношении партнера, как обоснованной, так и не обоснованной. 
Отсутствие уверенности в партнере вне зависимости от того, вызвано ли она объективными или исключительно надуманными причинами, ведёт к ревности. Так же одной из причин ревности является ощущение неравенства отношений, если партнер воспринимается как более привлекательный/состоятельный/успешный, все это может увеличивать ощущение, что отношениям угрожает уход партнера, и далее по нарастающей.

С другой стороны, есть ряд причин ревности экономического характера. Наше отношение к партнеру определяется не только нашими чувствами к нему на данный момент, но и нашими представлениями о стабильности наших отношений и будущем наших отношений. Какую бы бурю чувств мы не испытывали, в длительном периоде количество затраченных ресурсов, совместных планов и т.д. будет значимо зависеть от того - это отпускной роман, который как мы понимаем ничем не закончиться, или законный брак, в который партнеры вступили с расчетом, что это навсегда. 

Здесь можно говорить о проявлении ревности, как тревожности не за счет желания контролировать партнера, или восприятия партнера как своей собственности, а о тревожности именно за своё будущее, за свои собственные ресурсы и планы вложенный в отношения. Можно, конечно, говорить об излишних ожиданиях, о том, что ваши планы на другого человека это ваши проблемы, и т.д., но здесь нужно учитывать, во-первых, культурный контекст, во-вторых, не забегать в другую крайность. Если люди образуют свой союз на двоих, они получают определенный выигрыш, в том числе за счет возможности специализации, это своего рода договоренность, сравнимая с партнерской. И если один из партнеров в бизнесе, допустим, вдруг решает изменить правила игры, или вести себя так, как будто никаких договоренностей не существовало, это не воспринимается обычно положительно. Более того, есть серьёзная юридическая база, направленная на регулирование этих деловых отношений. В принципе к брачной ситуации можно подойти с тех же позиций, если была договоренность о том, что например, оба решают завести ребенка, то мужчина на 9м месяце, заявляющий, что он передумал, и никаких обязательств нести не желает, явно нарушает те же самые общие договоренности. 
Итого, ревность как часть общей тревожности за свое будущее и за свои собственные вложения, как ощущение своей зависимости от партнера. Эту реакцию также можно отнести к естественным, если она возникает в условиях, когда для неё есть повод, или если она не превышает некоего естественного уровня тревожности и не мешает человеку в адекватном построении его отношений и его жизни. Скажем так, ревность в этом случае - это нормальное следствие осознаваемого риска, главное чтобы не доходило до патологии.

К психологическим причинам можно отнести, во-первых, ревность как порождение проективного механизма. Собственное желание изменять вытесняется и проецируется на партнера. В этом случае, собственные измены, как ни странно будут способствовать только усилению ревности по отношению к партнеру.
Кроме того, есть ещё ревность как порождение страха одиночества. Страх перед собственной экзистенциальной ситуацией может приводить к отчуждению себя и желанию слиться с кем-то другим. В случае реализации слияния, человек с удвоенной силой будет пытаться контролировать партнера, отношения и то, что происходить. Ведь тревожность в ситуации, когда большая часть тебя вынесена в твой образ Другого, и зависит целиком и полностью от его действий, очень велика, и по мере увеличения отчуждения от себя непрерывно растет. Ревность в такой ситуации для человека способ хоть как-то снизить уровень тревожности.

Ревность вполне может быть частью игры в берновском понимании. В легких вариантах партнеры могут показывать, что они не безразличны друг другу, и в горячих отрицаниях и спорах раз за разом убеждаться, что у них все хорошо, партнер их любит, а перебитая посуда -лишь символ настоящей страсти бушующей между ними. Скажем так, пока они оба понимают, что это игра и пока это никому не вредит, то в принципе ничего страшного в этом нет. Другое дело, что при утрате этого понимания, дело может доходить до крайне тяжелых и нежелательных ситуаций, или вообще постепенно превратиться в единственный способ выражения партнерами своего отношения друг к другу.
Ревность может быть и синдромом навязчивого состояния, когда она заслоняет какие-то другие, более опасные для личности вещи, например, тот же страх смерти, или боязни жизни.

Итого, если говорить в принципе в общем виде, ревность - проявление тревожности, которая может быть порождена как реальными угрозами, как и исключительно выдуманными. Причины ревности могут быть связаны с поведением партнера, характером отношений, внутренним состоянием ревнующего, а также окружающей действительностью. При повышении тревожности ревность нарастает, при снижении - убывает. Есть ли смысл в ревности? Зависит от её уровня и проявлений. С одной стороны, ревность - это сигнал, симптом, который свидетельствует о наличии тревожности, который мобилизует организм на реализацию каких-то мер для снижения тревожности. С другой стороны, если она превышает нормальный для данной тревожности уровень или приводит к неадекватным действиям, то из приспособительного механизма она превращается в разрушительный.


Техническая поддержка сайта: MasterMaster.SPb.ru