?> test

Личность шахматной фигуры

Обновлено 06.01.2015 18:48 Автор: Петров А.А. 08.01.2010 03:18

Печать

Король. Самый заносчивый, но при этом трусливый. Он контролирует все восемь полей вокруг себя, но при этом его дальнозоркость минимальна. К тому же он постоянно нуждается в опеке, его требуется в течение всего сражения тщательно охранять, оттягивая на его защиту пешки и фигуры, воздвигая вокруг его величества надежные бастионы. И только к эндшпилю, когда с поля боя исчезает большинство опасных дальнобойных фигур, такие как ферзи, ладьи и слоны, король неожиданно преображается в героя (понятное дело, воевать-то более некому, и смело, но неторопливо идет воевать. К тому же короли крайне боятся встречи с себе подобными. И еще интересный момент: если наш король голый, а против него целая армия врагов, то пределом его мечтаний является патовая ситуация, когда ему уже некуда больше бежать, но при этом ему никто не угрожает. Видимо, он в этот момент чувствует свое моральное превосходство и самоустраняется, а игра заканчивается ничьей. 
Резюме: король - фигура с большими амбициями, но маленькими возможностями, оттуда все его комплексы и инфантилизм.

Ферзь. На первый взгляд, это самая сильная фигура в шахматном королевстве, дальнобойная, быстрая, ценная, любит все контролировать. Но даже сильные подвержены слабостям. Ферзь патологически страдает от клаустрофобии. Если он окружен фигурами и пешками, неважно, своими или вражескими, то он уже и не помышляет об агрессии, а трусливо сбегает даже от угроз, исходящих от пешек. Ферзь фрустрирует, когда на доске мало пространства, ему плохо, что его могучие возможности не могут быть использованы. Другой глубокий комплекс ферзя - он фобически избегает неравноценного обмена, и даже на себе подобного меняется крайне неохотно. С другой стороны, если ему удается преодолеть свой страх, то выглядит это очень красиво. Большинство шахматных шедевров демонстрируют нам, как ферзь жертвует собой ради великой цели - выигрыша в игре, оставляя у зрителя неизгладимое эстетическое впечатление.
В целом, ферзь сильный, но прямолинейный. Даром, что его имя происходит от арабского "визирь" - советник шаха. С такими качествами он лучше всего справляется с... самой слабой фигурой - вражеским королем. Да, поймать в матовую сеть врага у ферзя получается лучше всего.

Пешка. Знаменитый шахматный маэстро 18-го столетия Филидор говорил: пешки - душа шахмат. И он был прав! Эта скромная фигура имеет очень тонкую душевную организацию. На нее сваливается много рутинной и грязной работы: они возводят бастионы, за которыми прячутся свои фигуры и его величество, они первыми штурмуют вражеские крепости, их приносят в жертву подчас ради каких-то сомнительных целей. Но тайная мечта пешки для всех остается загадкой. Да, все в курсе, что она стремиться к восьмой горизонтали, где находится заветное поле превращения. Но никто не знает, кем она там мечтает стать, ферзем, ладьей, а может быть даже конем?
Пешки очень социозависимые существа. Их сила и здоровье многократно возрастают, когда они движутся единой фалангой, рука об руку. Пешка боиться изоляции, тогда никто из собратьев не может ей помочь, и она становится беззащитной. Ведь гордые фигуры не желают тратить свои силы на ее охрану. Даже у такой малоценной фигуры как конь рядом с изолированной одинокой пешкой просыпается самолюбие, и он не желает тратить свои лучшие годы, охраняя ее от врагов. С другой стороны, у пешек практически неограниченные возможности для карьерного роста. Если она продвинется подальше, ближе к восьмой горизонтали или к вражескому королю (короли даже пешек боятся, ага) вокруг нее начинается суета: ее начинают охранять, фигуры расчищают ей путь вперед, на нее делаются большие ставки. Повезло, если ты родился центральной пешкой, тогда ты первой выступаешь вперед и тебя заботливо охраняют как ценность, а вот крайняя пешка своего шанса может так и не дождаться...

Конь. Шахматного коня с самого рождения окружает романтический ореол. Но, положа руку на сердце, реальная ценность коня очень невелика. Замысловатая геометрия его способа передвижения ставит его ценность в зависимость от конкретных обстоятельств, которые имеют место на доске. Самой большой удачей можно считать, если удастся найти такой форпост для коня, где он может взять под контроль два-три ключевых пункта, но при этом будет хорошо защищен от вражеских фигур. Согласитесь, невеликие достижения для такой амбициозной фигуры. Другой распространенный сценарий: конь быстро вступает в игру, перепрыгивая через фигуры, быстро пробирается в стан врага, внося туда сумятицу, а судьба у него одна: пасть смертью храбрых. Одна из часто встречающихся ошибок новичков заключается в следующем: полагая коня равноценным слону, они с легкомысленно разменивают вражеских коней на своих дальнобойных слонов, забыв при этом, что через несколько ходов ситуация изменится, и кажущийся сейчас таким великим конь окажется бесполезной игрушкой. 
В целом, конь - это много шума из ничего. Чего стоит только тот факт, что шахматный конь - это не быстрый арабский скакун, а медленно и неуклюже передвигающаяся кляча. Ценность коня стремительно падает, когда фигуры исчезают, а пространства становится больше. Разве это не абсурд?  
Уместно отметить, что у шахматного коня есть друг - ферзь, эти две фигуры превосходно взаимодействуют друг с другом. А вот с остальными, даже с себе подобными они не находят общего языка. Два коня при поддержке собственного короля не могут поставить мат голому королю противника.

Слон. Самооценка этой фигуры целиком и полностью зависит от пешек. Все дело в том, что он видит только половину всех шахматных полей, либо белую, либо черную. И если свои фигуры мешают ему свободно перемещаться по диагоналям, то пользы от слона никакой. Пешки в этом отношении ведут себя хуже всего, т.к. они неподвижны, а значит на длительное время (если не навсегда) заслоняют слонам дорогу. Можно сказать, что слоны необщительны, друг с другом они тоже не общаются, а работают параллельно, каждый строго на своем участке, выстраивая продуктивное сотрудничество по принципу дополнения. Легче всех слону работается с ладьей. Вместе они контролируют очень много полей, обе фигуры дальнозоркие, поэтому хорошо сотрудничают, даже находясь на почтительном расстоянии друг от друга.
Кстати, слон имеет, пожалуй, самое большое количество имен: в индии он слон, в России - офицер, в англии - епископ (bishop), в германии - бегун (Laufer), во франции - безумец (fou), известны и другие имена.

Ладья. Пожалуй, самая полезная фигура, ценность которой минимальна в самом начале игры, но заметно возрастает со временем. Ее оборонительные и атакующие возможности очень велики. Недаром, ладейные эндшпили считаются самыми сложными для разыгрывания. Ладья хорошо дружит со всеми фигурами и даже с пешками. Еще ладья отличается разумностью, степенностью и дальновидностью. В отличие от ферзя она не рвется сразу вперед, а спокойно ждет позади всего войска, пока не освободятся вертикали и горизонтали. Единственное, чего не любит ладья - отсутствие перспективы. Если позиция на.доло остается закрытой или же ее ограничивают оборонительными функциями, то ей становится плохо от такого неразумного использования всех ее возможностей. Вообще, у ладьи есть некоторая мания величия, поэтому и ее способности к самопожертвованию невелики. Есть много красивых партий, где жертвуются пешки, слоны, кони и даже ферзи, а вот ладьей жертвуют крайне редко. Оно и понятно: как можно пожертвовать тем, кто в самые горячие моменты сражения, как правило, отсиживается в собственном тылу?